Немецкое кино
Фашистские руководители в Германии еще в 30-х годах отлично понимали силу кино. Известно, что Геббельс широковещательно обращался к немецким кинематографистам создать для фашизма свой «Потемкин». В свое время легендарный фильм Эйзенштейна стал культовым. Но агитки типа «Молодой гитлеровец Квекс» или «Хорст Вессель», воспевающие погромщиков и хулиганов, отличались безвкусицей, примитивной демагогией, фальшивым ура-патриотизмом.
Что могли противопоставить немецкие кинематографисты Голливуду? Антисемитский боевик «Еврей Зюсс» и несколько фальшивых мелодрам. Особняком стоят помпезные, построенные на инсценировках и съемках парадов и спортивных состязаний фильмы Лени Рифеншталь «Триумф воли», «Олимпия», прославляющие «белокурых арийцев», готовых ринуться в завоевательные походы.
А как в других странах
В то же время в странах, противостоящих фашизму, сражающихся с ним, не многие кинематографисты взялись за оружие. И в Англии, и в США основные силы художественного кино продолжали выпуск нейтральных коммерческих картин. При этом, немецкие мастера кино старались найти возможность в эмиграции создать антифашистские произведения.
С началом войны общее количество производимых в Англии фильмов резко упало, уступив экраны американской продукции. Когда в Европе разразилась вторая мировая, американские кинематографисты увеличили выпуск коммерческих картин в надежде на застой европейских кинематографий и возможность увеличения рынков сбыта. Очень много было лент антифашистских, и они не затерялись среди сотен коммерческих картин.
Голливуд
Появился фильм такой страстности и силы, что его сам Гитлер считал оружием. Это была лента Чарли Чаплина «Великий диктатор».
Фильм имел огромный политический резонанс. Фашисты были в ярости.
Какое-то время этот великий фильм оставался в одиночестве. Голливуд все же продолжал пренебрегать войной, и только нападение Японии на Перл-Харбор вынудило его наконец откликнуться. Известные жанровые формы успеха не принесли: стертые стандартные образы гангстеров и шпионов не слишком освежились от того, что стали именоваться фашистскими агентами, а преуспевающие герои светских комедий или вестернов не обрели жизненной убедительности от нескольких фраз о войне.
Однако война требовала все большего внимания американцев. Лучшие режиссеры — Уильям Уайлер, Фрэнк Капра и другие ушли в хронику.
СССР
Несмотря на искренние антифашистские настроения большинства кинематографистов всего мира, ни одна кинематография не сыграла в годы войны такой активной, такой значительной роли, как советская. Несмотря на неслыханные трудности, несмотря на оккупацию мирных городов, где находились киностудии, советская кинематография нашла новые формы для работы во время войны. Кино стало грозным, надежным оружием в руках сражающегося народа.
Операторы снимали на всех фронтах, у партизан, на флоте. Многие героически погибли — сгорели в танках, разбились с самолетами. Юная, тоненькая Маша Быкова, снимавшая в партизанском отряде, погибла от удара штыком в рукопашном бою. Владимир Сущинский, воевавший на многих фронтах, снял приближающиеся разрывы артснарядов, последний разрыв был смертельным. Беспримерному героизму фронтовых операторов посвящено немало книг. Их съемки входили в регулярные киножурналы и большие публицистические фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Битва за Севастополь», «Битва на правобережной Украине», «Будапешт», «Берлин» и многие другие. Всего было снято несколько миллионов метров негатива, вошедшего в «Летопись Великой Отечественной войны» — неисчерпаемый источник исторических кинодокументов.
Научно-популярная кинематография выпускала в годы войны военно-инструктивные фильмы для населения: «Как гасить зажигательные бомбы»,
«Гражданская Самооборона», и для армии: «Уничтожай танки врага», «Преодоление линии обороны». Художественная кинематография тоже перестроила свою работу. Уже были созданы фильмы, отражавшие военные события на Хасане («На границе» А. Иванова) и в Финляндии («Фронтовые подруги» В. Эйсымонта, «Машенька» Ю. Райзмана). Но факты фашистского вторжения требовали иных масштабов, иных средств. То были эпизоды, а война шла всенародная. Чтобы быстрее откликнуться на события войны, было решено сначала делать небольшие новеллы и соединять их в «Боевые киносборники», носившие подзаголовок «Победа будет за нами!». Среди этих новелл были и героические («Пир в Жирмунке» В. Пудовкина) и комедийные («Совет Наполеона»), а также документальные очерки и киноплакаты. В некоторых новеллах участвовали герои советских фильмов. Боевые киносборники отвечали помыслам и настроениям советских людей.
Фашистские руководители в Германии еще в 30-х годах отлично понимали силу кино. Известно, что Геббельс широковещательно обращался к немецким кинематографистам создать для фашизма свой «Потемкин». В свое время легендарный фильм Эйзенштейна стал культовым. Но агитки типа «Молодой гитлеровец Квекс» или «Хорст Вессель», воспевающие погромщиков и хулиганов, отличались безвкусицей, примитивной демагогией, фальшивым ура-патриотизмом.
Что могли противопоставить немецкие кинематографисты Голливуду? Антисемитский боевик «Еврей Зюсс» и несколько фальшивых мелодрам. Особняком стоят помпезные, построенные на инсценировках и съемках парадов и спортивных состязаний фильмы Лени Рифеншталь «Триумф воли», «Олимпия», прославляющие «белокурых арийцев», готовых ринуться в завоевательные походы.
А как в других странах
В то же время в странах, противостоящих фашизму, сражающихся с ним, не многие кинематографисты взялись за оружие. И в Англии, и в США основные силы художественного кино продолжали выпуск нейтральных коммерческих картин. При этом, немецкие мастера кино старались найти возможность в эмиграции создать антифашистские произведения.
С началом войны общее количество производимых в Англии фильмов резко упало, уступив экраны американской продукции. Когда в Европе разразилась вторая мировая, американские кинематографисты увеличили выпуск коммерческих картин в надежде на застой европейских кинематографий и возможность увеличения рынков сбыта. Очень много было лент антифашистских, и они не затерялись среди сотен коммерческих картин.
Голливуд
Появился фильм такой страстности и силы, что его сам Гитлер считал оружием. Это была лента Чарли Чаплина «Великий диктатор».
Фильм имел огромный политический резонанс. Фашисты были в ярости.
Какое-то время этот великий фильм оставался в одиночестве. Голливуд все же продолжал пренебрегать войной, и только нападение Японии на Перл-Харбор вынудило его наконец откликнуться. Известные жанровые формы успеха не принесли: стертые стандартные образы гангстеров и шпионов не слишком освежились от того, что стали именоваться фашистскими агентами, а преуспевающие герои светских комедий или вестернов не обрели жизненной убедительности от нескольких фраз о войне.
Однако война требовала все большего внимания американцев. Лучшие режиссеры — Уильям Уайлер, Фрэнк Капра и другие ушли в хронику.
СССР
Несмотря на искренние антифашистские настроения большинства кинематографистов всего мира, ни одна кинематография не сыграла в годы войны такой активной, такой значительной роли, как советская. Несмотря на неслыханные трудности, несмотря на оккупацию мирных городов, где находились киностудии, советская кинематография нашла новые формы для работы во время войны. Кино стало грозным, надежным оружием в руках сражающегося народа.
Операторы снимали на всех фронтах, у партизан, на флоте. Многие героически погибли — сгорели в танках, разбились с самолетами. Юная, тоненькая Маша Быкова, снимавшая в партизанском отряде, погибла от удара штыком в рукопашном бою. Владимир Сущинский, воевавший на многих фронтах, снял приближающиеся разрывы артснарядов, последний разрыв был смертельным. Беспримерному героизму фронтовых операторов посвящено немало книг. Их съемки входили в регулярные киножурналы и большие публицистические фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Битва за Севастополь», «Битва на правобережной Украине», «Будапешт», «Берлин» и многие другие. Всего было снято несколько миллионов метров негатива, вошедшего в «Летопись Великой Отечественной войны» — неисчерпаемый источник исторических кинодокументов.
Научно-популярная кинематография выпускала в годы войны военно-инструктивные фильмы для населения: «Как гасить зажигательные бомбы»,
«Гражданская Самооборона», и для армии: «Уничтожай танки врага», «Преодоление линии обороны». Художественная кинематография тоже перестроила свою работу. Уже были созданы фильмы, отражавшие военные события на Хасане («На границе» А. Иванова) и в Финляндии («Фронтовые подруги» В. Эйсымонта, «Машенька» Ю. Райзмана). Но факты фашистского вторжения требовали иных масштабов, иных средств. То были эпизоды, а война шла всенародная. Чтобы быстрее откликнуться на события войны, было решено сначала делать небольшие новеллы и соединять их в «Боевые киносборники», носившие подзаголовок «Победа будет за нами!». Среди этих новелл были и героические («Пир в Жирмунке» В. Пудовкина) и комедийные («Совет Наполеона»), а также документальные очерки и киноплакаты. В некоторых новеллах участвовали герои советских фильмов. Боевые киносборники отвечали помыслам и настроениям советских людей.
Опубликовано октября 31, 2018
